Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому
православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола
царя-мученика Николая Александровича. Жительнице слободы Перерва
крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и
второе 26-го февраля.13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе
Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и
пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более
ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на
усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно
восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и
чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия
отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую
церковь.
Настоятелем церкви Вознесения был священник о.
Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих
сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить
вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей
все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но
Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим
сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина,
случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону
повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном
подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и
рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда
почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери,
восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со
знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и
скипетром и державой в руках — откуда и произошло название «Державная».
Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой
произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы
богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной
помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно
от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней,
как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную
небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться
образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам,
оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в
Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница,
преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами.
Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были
подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие
святитель Тихон.
После революции, в годы жестокого гонения на Церковь
новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая
верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день
празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы
настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир
Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто
ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.
По записям в своих книгах Вознесенский женский
монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812
году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на
хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.
После революции она хранилась в запасниках
Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого
равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское
из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла
в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона
является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная
икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками.
Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую
древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в
реставрации.
В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 года
Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного
храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой
служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой
Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.
(Цит. по: Орехов Д. Святые иконы России. — СПб., 1999)
|