Отношение к посту – один из
критериев оценки веры.
Правда, конечно, что человек сам себе не судья.
Справедливую оценку мы ни себе, ни ближнему вынести не
можем. Потому и глубокий, истинный суд над нами
принадлежит только Богу, а нам сказано: не суди. Но
отношение к посту – это все равно критерий.
Любишь Церковь как мать или не любишь, имеешь ли
собственный опыт пользы от воздержания или нет,
раболепствуешь ли мирским обычаям или ценишь свою
внутреннюю свободу – все это проявляется в отношении
к посту.
Еще поезд, в одном из вагонов которого едет издалека к
любимому парню девушка, не пришел на вокзал, а молодой
человек уже ходит по перрону, глядя на часы, и сердце его
то замирает, то вдруг сильно-сильно забьется в груди.
Юноша ждет. Томлением, ожиданием и предвкушением счастья
называется его состояние. С таким же замиранием сердца
нужно встречать и приближающийся пост.
Весна души, очистительный труд, взятый на себя ради
достойной встречи Пасхи, – вот что такое пост.
Самораспятие, добровольное умерщвление своего гордого и
лукавого обычая ради приобщения к Воскресению Христову
– это пост. И «те, которые Христовы, распяли
плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).
Приближаться к посту с чувством возрастающей внутренней
радости – это значит ощущать благоухание пасхального
возгласа «Христос воскресе!» и сознательно
стремиться в тот мысленный рай, откуда этот запах
изливается. «От благовония мастей твоих имя твое
– как разлитое миро» (Песн. 1: 2).
Цивилизация, выросшая из христианства и прирастившая к
своему корню приставку «пост-» – это
цивилизация, разъедаемая индивидуализмом. Отношение ко
всему на свете определяется «личным выбором» и
«частным мнением». «Мне так
хочется» и «я так думаю», –
говорят люди по любому поводу. Как ни странно, именно в
таких условиях у людей остается все меньше способностей
выносить личные продуманные суждения. Думают они все чаще
одно и то же, поскольку информацию черпают из одних и тех
же телеэфиров. Торжество индивидуализма на деле приводит к
торжеству бесцветности и невыразительности. В отношении к
религии эта серая бесформенность прячется за общие фразы
вроде «не лезьте мне в душу», «вера
– это личное дело каждого» и проч.
Говоря о посте, зачем мы касаемся этих предметов? Затем,
что Истина объективно существует, и раз это так, то Ей
надо служить. Верующий человек как раз и стремится служить
воплотившейся Истине – Христу, а человеку при этом
со всех сторон поют, хоть и на разные мелодии, одну и ту
же возрожденческую песенку: дескать, Истины нет; религия
– дело частное; на вкус и цвет товарищей нет и так
далее. За этими песнями кроется единственный мотив –
«гуляй, душа!», и одна бесовская молитва
– «да будет воля моя». В таких условиях
верующий человек самой жизнью и фактом исповедания веры
вызывается на бой. Забрало опущено, его имя названо,
барабаны забили и трибуны замерли.
Стоит ли напоминать при этом, что, хотя все мы позваны на
бой, далеко не все из нас в душе – воины? Где же
искать выход и разрешение конфликта? В чувстве соборности!
Надо возгревать и воспитывать в собственной душе чувство
принадлежности к Вселенской Церкви. Как бы ни было мало
постящихся и молящихся людей в зоне нашего
непосредственного наблюдения, тем не менее мы постимся
вместе и одновременно с миллионами верующих людей. Символ
веры, который я исповедую, не есть мною сочиненное личное
«кредо». Это вера Апостольской Церкви, вера, в
которой спаслись уже миллионы душ и еще миллионы
спасаются. Праздники, которые мы празднуем, охватывают не
тех лишь, кто виден нам в храме по соседству, а еще
несметное количество людей, на разных языках в это же
время воспевающих Господа. Это же относится и к посту. Ты
постишься не ради личной прихоти, а ради Христа. Постишься
не тогда, когда захочешь, а когда Церковь благословила.
Постишься не один, а вместе с множеством братьев и сестер,
чей невидимый труд укрепляет твою слабую в одиночестве
душу.
Чувство соборности – это ощущение связи с Церковью,
рассеянной по Земле, и с «торжествующим собором и
церковью первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:
23). А раз так, то все гораздо легче и радостнее, чем
кажется на первый взгляд при усмотрении пошлости в
повседневности.
Можно молиться: «Господи Иисусе Христе, молитвами
всех кающихся пред Тобою прими и мое покаяние»;
«Молитвами всех искренне постящихся и смиряющих пред
Тобою сердца свои научи и меня поститься».
Так мы вступим в область духовного общения не просто с
теми, кого привычно называем «братья и
сестры», а с настоящими братьями и сестрами по духу
молитвы и покаяния, с реальными родственниками большой
церковной семьи.
Можно и нужно не только молиться о милости для себя по
молитвам их, но просить также: «Господи, прими всех
обращающих сердца к Тебе. Выслушай людские мольбы и
просьбы. Прости грехи всем, кто плачет о своих
грехах». В силу того что молитва веры не бывает
бесполезной, хоть одну душу и хоть на секунду мы таким
образом поддержим.
Подобные молитвы есть истинная соборность и настоящая
победа над мелким эгоизмом и заплесневелым
индивидуализмом, засевшим в мозги нашего современника, как
неотвязная мелодия пошлого шлягера. Это подобие тех
молитв, которые приносятся в субботу накануне Прощеного
воскресенья. В этот день Церковь совершает память всех
мужей и жен, которые достигли подлинной святости в посте и
молитве. Это преподобные и юродивые. Их молитвенной
помощью стремится заручиться Церковь, чтобы те, кто
оружием поста посрамил диавола, помогли и нам в подобной
борьбе.
Итак, никто из нас не является воином-одиночкой. Каждый из
нас, напротив, должен занять свое место в общем строю.
Дисциплинированное войско, послушное командиру (даже если
каждый в отдельности воин далеко не «универсальный
солдат»), всегда разгромит врага, в рядах которого
каждый боец – храбрец и герой, но общая дисциплина и
единство отсутствуют.
Чувство духовного локтя и ощущение принадлежности к
великому войску, возглавляемому воскресшим из мертвых
Иисусом Христом, способно будет превратить нашу личную
слабость в соборную силу. И то, что до поста и без поста
годами не удавалось изменить в своей бедной душе,
поддастся изменению силою благодати, даруемой от Бога
постящейся Церкви.
Так что вперед, Христовы воины, навстречу Воскресшему! Се
бо прииде Крестом радость всему миру! Вперед, укрепляя и
ободряя друг друга, и спин врагу не показывать! Добавим
мысленно на время поста три слова в Символ веры:
«Верую во едину Святую Соборную, вступившую в
подвиг поста, Апостольскую Церковь!»
|