Главная » 2016 » Август » 28 » УСПЕНИЕ. Протоиерей Андрей Ткачев
12:13 УСПЕНИЕ. Протоиерей Андрей Ткачев |
Любить Христа можно так, как любит царя верноподданный, живущий за
тридевять земель. В лицо не видел, в глаза не смотрел, но сердцем любит.
На стену прикрепил вырезку с портретом из журнала, в царские дни
работать отказывается. А вот любить мать царя
невозможно иначе, как только будучи вхожим во внутренние царские покои,
будучи приближенным к сокровенной от посторонних глаз жизни не царя
только, но и семьи царской. Нужно быть царю родным, чтобы любить его
мать и других родственников. Эти слова сказаны, чтобы издалека
подобраться к теме почитания Богородицы. Чтобы по аналогии, как по
ниточке, дойти до этой истины. Почитание Богородицы – это
семейный архив, семейная память, семейное предание. Уже не издали чтит
Господа, но вплотную приближается к Нему тот, кто чтит Облеченную в
солнце Жену, послужившую Тайне Воплощения Бога. Мы не рабы, издалека
кричащие хвалу, но дети семьи Божией, когда чтим Богоматерь. Праздники
Ее сокровенны. О них можно говорить на ухо, и об Успении – особенно.
Оттого, вероятно, праздник этот так любим монашествующими. Приближение
к светлым тайнам подобно приближению к огню очистительному, и впору
вспомнить Моисея, закрывавшего лицо при приближении к горящей купине
(Исх. 3: 6). Так и кондак праздника Успения говорит: «Огради моя
помышления, Христе мой, ибо стену мира воспети дерзаю, чистую Матерь
Твою. На столпе глагол укрепи мя и в тяжких мыслях заступи…» В тяжких мыслях заступи… Монахам это более, чем мирским, понятно. *** В день Успения мы говорим о том, что Матерь Света умерла. Произнесем еще раз эту фразу и поставим в конце ее точку по всем правилам грамматики. «Богородица и Матерь Света умерла». *** После
этих слов и этой точки праздник возможен только в том случае, если
совершилось еще «что-то». Иначе особого праздника бы не было. Мы
продолжили бы праздновать Введение во храм, Благовещение и Рождество. Мы
чтили бы многочисленные Ее иконы. Но Успение в этот светлый перечень бы
не попало. Оно бы помнилось наряду с днями поминовения усопших
праведников, апостолов, мучеников. Помнилось бы так, как, к примеру,
помнится страдальческая смерть и славные имена Петра и Павла. Все
святые, разлучившись с телами, ожидают воскресения мертвых. Они уже
веселятся перед лицом Божиим и не боятся будущего, которое не таит для
них ничего страшного, но лишь воскресение плоти, умножение славы и
полное вхождение в Царство. Все они веселятся, но только душой. Не весь
человек продолжает жить, и пока единство души с имеющей воскреснуть
плотью не восстановится, это будет еще «не все» веселье, «не вся
радость». Так было бы и в отношении Богоматери, если бы после
точки в предложении о Ее смерти ничего больше не стояло. Однако праздник
есть, и если он велик, то только потому, что гроб, недолго хранивший
тело Богородицы, пуст. Петр и Павел ждут воскресения мертвых.
Воскресения ждут все святые. Но Богоматерь для Себя уже ничего не ждет. Ее гроб пуст той же священной пустотой, которой ознаменован гроб Ее Сына – Христа Спасителя. *** Желудок сыт, когда полон. Дом богат, когда полон всякого добра. А вот гроб свят, когда пуст. И пуст не от рук воров, кощунников или гробокопателей, а от непобедимой силы Воскресения! Именно
так пуст гроб Христов, этот источник всеобщего воскресения. Пуст и гроб
Матери Христовой. Поэтому праздник Ее Успения велик. Он и назван не
днем умирания, а днем Успения, поскольку недолгим был этот смертный сон.
*** Ее окружало особое воспитание, и душа ее рано,
очень рано ощутила желание не отдаляться от Бога мыслью ни на йоту.
Через узкие врата незримого для людских глаз подвижничества Она вошла в
простор открывающихся тайн. Ей была подарена сладость особого
Материнства. Ей была подарена прижизненная неизвестность и пребывание в
тени Божественного Сына. Ей была положена на плечи тяжесть материнского
переживания о Нем и безмолвного следования за Ним. Ей было растерзано
сердце всем тем кошмаром, который вложен в понятие Страстной недели. Она
была несказанно обрадована вестью о том, что Сладчайшее ее Чадо живо!
Ей ли не быть отмеченной особой долей в час встречи со смертным холодом?
При всей скромной незаметности Своей на страницах Евангелия, Она – Мария – во всем другая. Вот
цари и великие мира сего могут казаться многим чуть не небожителями или
земными богами, хотя на самом деле они ведут жизнь обычного грешника.
Они сплетничают, боятся, лгут, развратничают, клевещут. Они умирают в
недоумении о будущем, и память о многих из них смывается так же быстро,
как смывается с асфальта грязь напором воды из дворницкого шланга.
Истинное же величие одето в простоту и неузнанность. «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его», – пропела Мария, едва зачав Христа от Духа. Сотворил Ей «величие Сильный» и в дни смерти Ее. С одной стороны, во всем, как мы, Она умерла. Но, с другой стороны, во всем другая, Она не оставлена во гробе. Сын
взял Ее с Собой. Такова, видно, любовь Его, что царствовать над
искупленными Он пожелал не иначе, как вместе с Той, Кто больше всех
послужила тайне Искупления. *** Предание о празднике
изобилует подробностями о Гаврииле, об апостоле Фоме, о некоем дерзком
иудее Афонии. Предание даже называет псалом, который воспел апостол
Петр, возглавляя погребальную процессию с телом Богородицы. Все это есть
в песнопениях праздника и в иконографии. Но мы не всегда должны
перечислять эти драгоценные черточки и йоты великого события. Иногда
стоит сконцентрироваться на главном. Главное то, что Дверь, через Которую Всевышний вошел в мир, ушла от нас через двери смерти. Она ушла вначале только душой, как и подобает смертным, но затем была воскрешена Сыном и покинула землю с плотью. Гроб Ее пуст! Она
ушла, но не оставила нас. И тропарь праздника раз за разом напоминает
эту истину: «В Рождестве девство сохранила еси\ Во Успении мира не
оставила еси, Богородице». Мы, в числе миллионов других
крещеных душ, поднимаем к Ней свои взоры и обращаем молитвы. Любящие Ее
исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами. Спасенные Ее
заступничеством вряд ли поддаются исчислению. Наконец, мы тоже умрем. Не стоит ждать в тот день пришествия к нашей постели архангела Гавриила. Но молиться Богоматери стоит. Постель
умирающего сродни постели роженицы, поскольку душа умирающего
болезненно рождается в иную жизнь. У обоих этих одров часто бывает наша
Небесная Мать ради облегчения страданий и помощи. Молебный канон за
мучительно умирающего человека обращен именно к Богоматери. Так
что праздник Ее Успения – это и праздник нашей общей надежды на Ее
будущую помощь в тот грозный час, когда никто другой помочь будет не в
состоянии. В тропаре так и сказано: «Преставилася еси к Животу
(Жизни), Мати сущи Живота (Мать истинной Жизни), и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наши».
|
Просмотров: 462 |
Добавил: VaSimple
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
[ Управление профилем ]
Меню сайта
Live Форум
12:12 Ответов: 98 Написал: Boroz Дата: 11.01.2016 12:12 Ответов: 5 Написал: Гость Дата: 19.01.2015 21:00 Ответов: 1 Написал: VaSimple Дата: 16.02.2012
Расписание служб
21 апреля Светлая пятница
Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
-8.00 Пасхальная Утреня Часы, Исповедь
-9.00 Литургия
-Крестный ход
-Водосвятный молебен
22 апреля Светлая суббота
-8.10 Пасхальная Утреня, Исповедь, Часы
-9.00 Литургия
-Крестный ход
-Молебен, раздробление и раздача Артоса.
-17.00 Всенощное бдение. Исповедь.
23 апреля воскресенье
Антипасха. Неделя апостола Фомы
-8.30 Часы
-9.00 Литургия
-Молебен
24 апреля понедельник
-17.00 Вечерня, утреня
25 апреля вторник
Радоница.
Прп. Василия исп., еп. Парийского.
Поминовение усопших.
-8.30 Часы
-9.00 Литургия
-Панихида
29 апреля суббота
Мцц. Агапии, Ирины и Хионии
-7.30 Исповедь, Утреня, Часы
-9.00 Литургия
-Молебен - Заупокойная лития
-17.00 Всенощное бдение. Исповедь.
30 апреля воскресенье
Неделя святых жён-мироносиц
-8.30 Часы
-9.00 Литургия
-Молебен -Заупокойная лития
Праздники
|