Дорогие друзья, за плечами у нас остался Апостольский, или
Петров, пост, который,
милостию Божией, сохраняется только в тех Поместных
Православных Церквах, что верны, словно солнцу, церковному
юлианскому календарю. И мы с вами, действительно,
наслаждаемся этим великим временем, вспоминая ту самую
причину, ради которой в глубокой древности был введен этот
пост в преддверии праздника святых первоверховных
апостолов Петра и Павла. А какова причина установления
этого поста?
В книге Деяний апостольских мы обнаруживаем, что 12
избранных учеников Спасителя пребывали в посте и молитве,
прежде чем возложить руки на своих сотрудников, которых
Дух Святой должен был отделить для благовестнических
путешествий. К числу таковых соратников великих апостолов
принадлежали святые Варнава, Сила, Марк – всё это
ученики первоверховного апостола Павла. Стало быть, и для
нас пост очень полезен, потому что, несколько утесняя тело
и ограничивая его потребности, давая свободу духу, мы
обретаем возможность и молиться со вниманием, сердечно, и
вместе с тем выражать нашу мысль, слово простое, ясное,
прекрасное, которое необходимо каждому из нас для служения
ближним в духе любви и истины.
Но вот завершился этот малый летний пост, и мы взираем
духовными очами на двух во Христе братьев – святых
Петра и Павла, которые, по преданию, скончались в 60-х
годах после Рождества Христова в «Вечном
городе» – в Риме, приняв смерть мученическую.
Они и поныне являются своего рода «часовыми
любви», молитвами которых держится самая вселенная,
так что, в соответствии с древними стихами Псалтири,
«во всю землю изыде вещание» святых Петра и
Павла «и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.
18: 5).
Вспомним Петра, который, превосходя других апостолов
возрастом и жизненным опытом, отличался особой
горячностью, стремительностью. Когда ученики занимались
рыбной ловлей и на берегу показалась фигура Незнакомца, а
девственный Иоанн Богослов узрел в Нем Господа, Петр,
нимало не раздумывая, бросается с корабля, чтобы как можно
скорее достичь берега и припасть к стопам возлюбленного
Учителя, от Которого по малодушию отрекся, но Который
восстанавливает его, а в награду дает горячие слезы о
собственном недостоинстве. И дай Бог, чтобы нам
заимствовать у апостола Петра эту живость и
стремительность духа, горячность в покаянии, в
свершении дел милосердия. Потому что нынешние христиане
часто бывают теплохладными, замедленными, расслабленными
– им не хватает той духовной бодрости, того
радования о Христе, которое слышится в словах Симона
Петра, выставившегося из ряда прочих апостолов: он в ответ
на вопрос Спасителя: «А вы за кого почитаете
Меня?» – от имени всех прочих сказал:
«Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Это Петрово
исповедание, соделавшее его каменным – крепким, как
камень, – и благодаря которому Петр получил, как и
прочие апостолы, благодатные ключи священства, это
исповедание живет в Церкви, живет в наших устах и сердцах
всякий раз, когда мы в тайне души обращаемся к Спасителю и
призываем Его всесвятое имя: «Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий…» – и затем добавляем
молитву мытаря: – «…милостив буди ми
грешному!», «…помилуй мя
грешнаго!»
Соответственно, если кто-то из нас чувствует это пленение
лености, замедленности действий, нежелание взнуздать как
следует собственное тело, то хотелось бы, чтобы искорка
– «гори, гори ясно, только не погасни!»
– благодати Святого Духа всегда оживляла наши
начинания, освящала наши помыслы, содействовала добрым
предпринимаемым нами делам. Необходимо спрятать в сердце
исповедание Петрово – пусть оно сияет там, как
жемчужина, а мы, привлекаемые лучами этого духовного
света, на всякое время и во всяком месте будем призывать
Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя грешнаго». И эта молитва станет для нас
или посохом, или сосудом с холодной водою, или небесным
хлебом, который укрепляет наши душевные и телесные силы.
Эта молитва для боголюбца бывает и воздухом, и светом, и
отдыхом, и одеждой, и щитом, и мечом, в чем убеждает нас
сам святой Петр, который мученически пострадал за Господа,
почел за счастье пролить за Него кровь и поныне своими
молитвами обымает всю вселенную.
Апостолы Петр и Павел
Но не забудем и первоверховного апостола Павла. Вы помните
этого ученика Христова, обращенного к последованию Иисусу
не человеком, не Писанием, но Божественным откровением,
когда на пути в Дамаск он пал ниц, ослепленный небесным
светом, и познал, что трудно ему, Савлу, идти против рожна
– острия, что много он повинен пред Иисусом,
Которого гнал, терзая первенствующую Церковь, мучая братий
и сестер, предавая мучениям последователей Господа. И он
крестился и укрепился, приняв дар Святого Духа.
Наследник исключительных духовных дарований, восхищенный
даже до третьего неба, умевший говорить на иных языках,
обладатель дара пророчества и истолкования пророчеств,
устроитель Церкви, знаток падшего человеческого сердца,
Павел, однако, не превозносился, подобно нам, не страдал
самонадеянностью, предательским чувством собственной
исключительности, но всегда, везде и всюду смирялся пред
Господом своим в прах и пыль и оставил нам в наследство
исповедание, о котором не дай Бог кому-то из нас забыть
хотя бы на полдня: «Верно и всякого приятия достойно
слово, что Господь пришел в мир грешных спасти, от них же
первый есмь аз». Вот оно, нравственное исповедание
апостола Павла, которое малого делает великим, слабого
сильным, трусливого храбрым, нечистого целомудренным,
склонного к унынию и печали исполненным жизни горней,
радостной энергии.
Почему так важно для апостолов исповедовать себя последним
в отношении прочих людей? Почему так важно ставить себя
сзади, а не пробиваться вперед? Почему смирение имеет
такие благодетельные последствия для бессмертного
человеческого духа? Только потому, что гордецам, людям
самопревозносящимся, склонным к осуждению, презорству, то
есть пренебрежению людьми, Бог противится. Самовлюбленные
нарциссы, мнящие о себе высоко, постоянно падают в яму,
которую они критическим суждением о людях вырывают сами
себе. И напротив – смиренным и скромным, умеющим не
думать о себе высоко людям, которые уступают место
сильнейшим и превосходящим их во всех отношениях –
таким ученикам Христовым содействует благодать.
Апостол Павел учит нас, что мы, христиане, не должны
мыслить себя отстоящими от своих братий и сестер. Чего в
нем нет, так это гнилого индивидуализма и самости, как бы
мы сегодня сказали. Внимательно перечитывая послания
апостола Павла, а ведь у нас их целых 14, вы найдете
дивные откровения о нашем единстве, союзе со Христом и во
Христе. Покуда человек исповедует эгоистическую философию,
почитая себя одиноким страдальцем или непризнанным,
неузнанным гением в этом мире, он противопоставляет себя
ближним – и таковой обречен на страдания. Но едва
лишь только мы ощутим себя членами одной семьи, едва лишь
только будем думать о себе как о листике, который
прикреплен к общей веточке, так что все мы составляем
крону дерева – я имею в виду матерь-Церковь, лозу
Христа, к которой мы привиты в таинстве Крещения, –
едва лишь только в нас проснется и оживет чувство
подлинного братства, единства в Господе, как наша жизнь
начнет, дорогие друзья, меняться к лучшему, и свидетель
этому – святой апостол Павел. Он не жил собственными
интересами, в нем не было ни корысти, ни низких видов, но
он созерцал все человечество в лице избранных Божиих, тех,
кто пожелал принять Крещение и войти в лоно матери-Церкви,
созерцал как дружную семью, в которой всё должно быть
устраиваемо на основе взаимной любви и братства. Вот
почему апостол Павел, как будто обращаясь к гордому XXI
веку, учит нас не превозноситься над ближним, но
последовать смиренным, не думать о себе высоко, но
исповедовать себя последним грешником пред лицем Господа.
И если соединить эти две добродетели, о
которых мы сегодня рассуждаем применительно к апостолам
Петру и Павлу, – смирение Павлово и Петрову горячую
веру в Иисуса Христа Богочеловека, если прибавить к
скромности и самоукорению апостола Павла еще и Петрово
радостное стремление служить Господу, приближаться к Нему,
держаться за края ризы Его, как говорил апостол Петр:
«Господи, куда мы пойдем от Тебя? Ты имеешь глаголы
живота вечного», то смирение, молитва и любовь,
соединенные в нашей душе, соделают нас счастливыми,
мирными, спокойными, уравновешенными, трезвомыслящими,
имеющими сочувствие, сострадание, сопереживание людьми,
которые носят в себе Христа.
День святых апостолов Петра и Павла завершает собою, как
мы помним, летний – Апостольский – пост. И дай
Бог, чтобы сегодня, удостоившись причащения Святых
Христовых Таин, как учит нас апостол Павел, испытав
собственную совесть, приступая к единой Чаше с
благоговением, мы унесли из храма благодать Духа Святого,
ту благодать, которую и поныне носят в себе святые
первоверховные апостолы, ту благодать, которую они
свидетельствуют в своих писаниях, ту благодать, которая
является истинным сокровищем и достоянием каждого
православного христианина. Пусть она живой водой
распространяется чрез нас, чрез наши уста и дела и напояет
собою всех наших сродников, ближних и дальних. А мы,
православные христиане, исповедуя себя последними
грешниками, будем благоухать, по слову апостола Павла,
ароматами радости, мира и любви, свидетельствуя тем самым
о великой победе, одержанной Господом чрез попрание
диавола и Воскресение из мертвых.
|