Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл
— его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в
военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской
империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему
возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой
Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп
(Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими
способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших
учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха
Константинопольского.
Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и
многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория
Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил
прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин
принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при
храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь.
Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен
учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила
веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось
победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы
Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с
сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой
Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя
время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил
их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на
некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые
братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы
Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел
Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека,
говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить
на его языке.
После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в
прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На
пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого
Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в
столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре
Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава,
притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию
учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе
идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с
постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата
святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он
составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без
которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и
избранные службы. Это было в 863 году.
После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где
были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском
языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских
церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых
братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из
трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин
отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить
на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа
вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии
сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены,
но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были
призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого
Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с
клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа
Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные
братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию
на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении
извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл.
Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года,
равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу,
святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее
дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой
Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения
его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в
церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя
Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во
архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола
Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками
продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на
славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они
добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в
заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие
страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и
восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую
проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу
Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В
третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за
непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына.
Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив
в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии —
Велеград.
Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух
учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме
Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и
святоотеческие книги (Патерик).
Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из
своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель
предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте
около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках —
славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви
Велеграда.
|