Переживание полноты пасхальной
радости — это, конечно, величайший дар Умершего за
наши Грехи и Воскресшего Господа. Но эта несказанная,
совершенная радость может абсолютно нежданно открыться и
человеку, далекому и от Церкви и от всякого понимания
основ духовной жизни. Это надо нам твердо знать, чтобы
помнить, что нет и не может быть никаких
«инструкций» по приобщению к пасхальной
радости. Больше того, думаю, что именно пасхальная
радость, открываемая Господом человеку в самые неожиданные
моменты и даже посреди рутины его обыденной жизни,
зачастую служит причиной того, что человек преображается,
меняет свою жизнь и становится действительным
христианином. Но это «явление пасхальной
радости» может и не совпадать по времени с
календарным днем празднования Воскресения Христова.
Для нас же, старающихся сознательно жить церковной жизнью,
понимание того, что пасхальная радость — это
неизреченный дар Божьей любви, пусть служит основанием для
смиренного о себе мнения. Чтобы никто из нас, как бы мы ни
старались строго соблюдать все уставные правила Типикона,
не думал, что наша строгость и ревность служит
«билетиком» для участия в пасхальной радости.
Нет. Основанием может служить только наше смирение и
любовь в простоте сердца, устремленная всецело к Господу,
потому что именно на это «отзывается» Господь,
и именно эти чувства, если можно так сказать, способны
вместить пасхальную радость, воспринять ее.
Так что же, возникает вопрос — труд присутствия на
службах и исполнения предписанных правил поста не имеет
никакого смысла? Конечно, имеет. Весь этот труд необходим,
но именно как проявление и выражение нашего благоговения
перед страданиями и Крестной жертвой Спасителя, как знак
действительного смирения перед Церковью, с ее
установлениями и традициями, как деятельное выражение
нашей устремленности к Богу. Как средство умерщвления себя
для греховной жизни и возрождения для жизни духовной.
Пасхальные праздничные дни предоставляют нам счастливую
возможность отрешиться от житейских дел, которые со
страшной силой затягивают человека, так что он зачастую
уже неспособен бывает как-то иначе взглянуть на себя, на
ближних, на саму жизнь — взглянуть духовно, с
позиции вечности. Праздничные пасхальные дни предоставляют
нам возможность больше времени уделить своей душе,
приобщиться главному событию человеческой истории —
Воскресению Господа Иисуса Христа. Но ведь это главное
событие и в жизни каждого человека, потому что открывает
перспективы радости, выше которой не существует. Мы
говорили, что пасхальная радость — это неизреченный
дар Божественной благодати, но чаще всего он подается
именно ищущим его. И, конечно, пасхальные дни — это
повод сломать привычный и, увы, греховный
«праздничный стандарт». В эти дни обязательно
нужно посетить храм, помолиться, проникнуться светом,
наполнить душу пасхальной радостью и поделиться этой
радостью о Воскресшем Господе с близкими, особенно с теми,
кто нуждается в утешении и поддержке.
Насколько же важно соблюдать воскресный день? Прежде
всего, уделение одного дня недели посещению храма и более
усердному общению с Богом — это прямое исполнение
Божьей заповеди. Воскресный день — это образ
вечности — образ Царствия Божьего посреди житейской
суеты и обыденности. Это время, предназначенное для
сугубого, то есть усиленного, более внимательного чем
обычно и сознательного общения с Богом, более сознательной
заботы о своей душе, о ее духовной жизни. И главнейшие
средства этого общения — это участие в богослужении,
в святых таинствах Церкви — прежде всего, в исповеди
и Причастии. Поэтому каждый христианин, если уж говорить о
норме, должен уже в субботу вечером (потому что церковный
день начинается с вечера) быть в храме, причем не
10–15 минут, как это у нас принято, а от начала
службы и до конца. А в воскресный день —
присутствовать на Божественной литургии и желательно хоть
раз в два-три месяца исповедоваться и причащаться. Причем
слово «желательно» относится не к участию в
Таинствах: это участие не «желательно», а
обязательно, всенепременно для каждого христианина —
а к тому, что участие в этих Таинствах должно быть по
возможности и более частым, но уж, по крайней мере, хотя
бы раз в два-три месяца.
А что у нас получается на деле? Многие православные не
исповедаются и не причащаются годами, лишая себя таким
образом (страшно сказать!) жизни. Потому что жизнь
духовная — это не какая-то фантазия, не порождение
человеческого ума или чувств, а дар Божественной
благодати, подаваемые Господом смиренному сердцу,
смиренной душе и прежде всего — в таинствах исповеди и
Причастия. Если же человек пренебрегает этими
важнейшими для христианина Таинствами — в чем же
тогда его смирение, послушание Богу, на что ему надеяться?
Как получить благословенный дар, если отвержение
величайших Таинств ставит человека в положение
богопротивника, что бы сам человек о себе не мечтал. Это
очень серьезные и важные вещи.
«Бог гордым противится, а смиренным дает
благодать», — говорится в Священном Писании. И
смирение это как раз проявляется в послушании Церкви, в
стремлении тщательно исполнять заповеди Божии в
повседневной жизни, в воскресном посещении храма, в
участии в Таинствах исповеди и Причастия.
Все очень просто у Бога, но без этой простоты послушания
Ему не может человек воспринять дар Святого Духа —
ценнейшее, что может быть у человека в жизни, то, что
делает его причастником жизни Самого Бога.
|