Общее значение слова «Благовещение» — благая,
радостная, добрая весть — то же, что и Евангелие; сугубое значение
указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта. Это священное
событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после
зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.
«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…» — воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым
родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9/22 сентября) за их
непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону
иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария
была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному
плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.
Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая
Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы
Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают,
что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы
врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она —
Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа,
Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о
величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая
Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть
последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого
спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с
небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее
словами:«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела
благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему
имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему
Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом
Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и
столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и
преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах
которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец
Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного
зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то
Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…»(тропарь).
|