Каждый православный праздник – это свидетельство о
том, что Бог, несмотря на все наши грехи, немощи и
недостатки, не оставляет нас Своей милостью; это
напоминание о том, что Бог сделал «нас ради
человек и нашего ради спасения». Вместе с тем каждый
православный праздник – не только воспоминание о
каких-то прошедших событиях, но еще и проекция этих
событий в нашу повседневность.
Праздник Крещения Господня (или иначе – Богоявления)
яркий тому пример. Мы не просто вспоминаем погружение
Христа в воды реки Иордан – мы на самом деле
соприкасаемся с той самой благодатью, которая вместе с
нашим Спасителем снизошла на воды этой реки. Как в
евангельские времена вода реки Иордан освятилась
прикосновением к телу Спасителя, так и в наши времена она
освящается в
этот день молитвой Церкви, которая, по слову апостола
Павла, есть Тело Христово. Как в давние времена Бог явил
Себя в Своем Сыне – Христе, так и в наши времена Он
являет Свою силу нам через благодатные свойства святой
крещенской
воды, которая дарует «недугов исцеление, бесам
губительна, ангельския силы исполнена… ко очищению
душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и
ко всякой пользе изрядна» (из молитвы на Великом
водосвятии).
Есть в православном богословии термин
«синергия», по-гречески он означает
«соучастие». Спасение человека возможно лишь
при его (человека) сотрудничестве с Богом: спасение и
вечная жизнь – это дар Бога, но его нужно принять и
сохранить, а это уже требует усилий человека. Бог не может
спасти человека без участия самого человека. Таким
образом, синергия означает совпадение воли и усилий Бога и
человека. Я заговорил об этом для того, чтобы напомнить:
благодатная сила святой воды, то, как она проявляется в
нашей жизни, тоже напрямую зависит от нашей с Богом
синергии. Святая вода служит «ко очищению душ и
телес, ко исцелению страстей и недугов» в том
случае, если мы сами стремимся к тому же – к
очищению души и преодолению своих
грехов.
Обывательскому сознанию свойственен потребительский взгляд
на окружающее: мы чрезвычайно отчетливо видим всё то, что
приносит или может принести нам доход, пользу,
удовольствие, вместе с тем мы стремимся избегать того, что
требует от нас усилий, труда, жертвы. В крещенской святой
воде все мы видим возможность поправить или утвердить наше
благополучие – прежде всего, конечно, здоровье. (Под
«всеми нами» я имею в виду верующих людей,
считающих себя православными; отношение атеистов или
сектантов к святой воде либо равнодушное, либо враждебное
– их я не беру в расчет.) Однако многие ли из нас
осознают, что, прибегая к помощи святой воды, мы
берем на себя обязательство трудиться над исправлением
своих грехов и преодолением своих страстей? Многие ли из
нас осознают неразрывную связь телесной пользы и
духовных усилий? А это важно осознавать, потому что
телесное и духовное в человеке связаны неразрывно, отрыв
души от тела мы называем смертью, прекращением жизни. Это
справедливо и по отношению к святой воде – свою
живительную силу она проявляет тогда, когда человек
воспринимает ее как целостную духовно-телесную реальность.
Если мы расчленяем эту реальность – воспринимаем
святыню лишь как инструмент, способный «сделать мне
хорошо», – то тем самым мы убиваем ее, лишаем
жизни, делаем для себя бесполезной. Святая вода, конечно,
не перестает быть святой – она перестает быть
освящающей нас. Будем об этом помнить и будем трудиться
над преодолением наших грехов, тогда благодать, даруемая
святой водой, станет для нас источником сил для этого
труда, плоды которого – исцеление души и тела.
Аминь.
Священник Александр Лебедев
|