Тяжелые годы переживала в то время Россия. С низвержением с
престола царя Василия Иоанновича Шуйского род царей в России
прекратился. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными
беззакониями, грабежами, убийствами и смутами.
В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем
Димитрием и склонивший на свою сторону казаков и много темного,
доверчивого народу. К тому же еще тогда поляки коварно овладели Москвою и
многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели
поставить в Россию своего царя, и уже большинство русских людей признало
своим царем польского королевича Владислава.
Но тяжело было верным сынам отечества на православном Русском
престоле видеть царем чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился
русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и
отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и
местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города Казани,
составленное князем Пожарским, и принесло с собою принадлежавший князю
список с чудотворной иконы Божией Матери.
С верою и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли
ратники св. икону и при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков,
отняли у них хорошо укрепленный ими Новодевичий монастырь, забрали много
пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях с ними. Но
не настало еще время окончательного спасения Руси от господства в ней
чужеземцев. Вскоре за успехами русских войск последовал вражда и раздоры
между начальниками отдельных отрядов своеволие, пьянство, грабежи и
насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителя ми,
вместо защиты подвергавшимися нападениям и оби дам со стороны своих же
войск.
В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери
была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее
встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым
принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах,
совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось
перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о
ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под
Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена
от своих врагов.
Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много
непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было
взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить
подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить
своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение
почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того,
отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия
производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из
верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой
горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль
священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу
неугодно благословить наше оружие победой!»
Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от
врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились
с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое
торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал
молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности
Православной Церкви и явил им Свою милость.
Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском
Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею, больному
архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и
объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских
Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит
врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в
исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною
вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно
приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а
через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.
На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители
Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили
торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону
Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная
процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с
чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену.
Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости
целовали святое изображение своей Заступницы.
В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению
царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита,
впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го
октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с
крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения
Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по
устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери,
построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на
Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же
Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним
в рядах войска.
|