С давних времен существует благочестивый обычай украшать в
день Троицы храмы и дома зеленью — ветками берез, цветами.
Откуда берет начало этот обычай?
Многие задают этот вопрос.
Я думаю, тут две причины: одна — церковно-историческая, а
другая — символическая.
Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве
Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов
явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день
[на аналое].
Также день пятидесятницы еврейской, ветхозаветной, в который
произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который
вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На
пятидесятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять
заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было
время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот,
может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать
свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с
Моисеем.
Несомненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы
принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и
мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в
наших руках.
Но троицкая зелень имеет и символический смысл.
Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки,
оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые
ветви, наступила весна — и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем
сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью — и наше сердце
расцвело.
Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она
оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа человеческая:
пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но
стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал:
«Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).
И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они
живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так
же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней оторванными
от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.
Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше
сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света,
благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с
особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас
благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам
в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и
беззакониям.
Будем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая
привычно повторяется за богослужением, особенно на Божественной литургии:
«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый,
Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.
Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго,
1981 г. «Вся моя жизнь чудо». — М., 2007 г. — ПСТГУ.
Источник:
http://www.pravmir.ru/pochemu-na-troicu-xramy-ukrashaut-vetkami-berezayut-vetkami-berez/#ixzz3beBHJQqj
|